Монтируя газовый котел в частном доме, его хозяева рассчитывают на долгую бесперебойную и производительную работу оборудования. Но практика показывает, что даже надежные газовые установки проверенных фирм-производителей могут выходить из строя.
Неисправности в работе газового котла возникают по разным причинам – например, из-за неправильного монтажа или эксплуатации, некачественного теплоносителя, допущенных в процессе производства оборудования ошибок.
Факт остается фактом – от поломок и проблем, обнаруживающихся во время функционирования котла, не застрахован никто. Если вы заметили, что оборудование снизило свою производительность, увеличился расход газа, а в доме холодно или пахнет газом, лучше сразу выключить устройство и заняться поисками решения проблемы. Самый разумный и верный выход, который сэкономит ваше время и силы – это вызов квалифицированного и опытного специалиста, который способен разобраться, почему не включается котел и как устранить обнаруженные неполадки.
Конечно, можно попытаться выяснить причину поломки самостоятельно. Но чтобы ее исправить, в 95% случаев все равно приходится обращаться за помощью к профессионалам. Лучше сразу заручиться поддержкой эксперта, который не только будет ориентироваться в проблемах и видах неисправностей котлов, но и время от времени сможет выполнять профилактические работы. В этом случае газовое оборудование точно будет радовать вас комфортным микроклиматом в доме и бесперебойностью своей работы.
Неисправности газовых котлов: классификация
Чтобы диагностировать поломку, недостаточно вызвать специалиста. Нужно максимально подробно рассказать ему о том, в чем проявляются дефекты работы оборудования. В зависимости от признаков неисправностей различают:
- Окончательные или временные поломки. Предполагается, что в первом случае происходит полный отказ работы газового устройства, а во втором проблема может исчезать и время от времени обнаруживать себя повторно.
- Первичные и повторные неисправности. Первичные – такие неисправности, которые возникают впервые, а повторные — те, которые диагностировались и раньше, но ремонт при этом не производился.
- Непредвиденные и прогрессирующие. В первом случае дефекты обнаруживаются внезапно, хотя до этого котел работал без перебоев. Ко второй группе относят такие неисправности, которые развиваются постепенно, но меры по устранению дефектов владельцами оборудования не предпринимались.
- Понятные и неуточненные, которые может диагностировать специалист только после полной проверки газового оборудования.
Основные виды неисправностей
- Ощутимая утечка газа. Это очень опасная неисправность, которая диагностируется, когда происходит разгерметизация газопровода. Она может случиться из-за механического воздействия, а также по причине износа прокладок и ослабления затяжки гаек на резьбовых соединениях. Прибывшие на место специалисты уточнят причину утечки и максимально оперативно устранят ее.
- Газовая горелка не запускается или гаснет сразу же после поджигания. Такая неисправность возникает по разным причинам, но самая распространенная – это поломка датчика тяги или выход из зоны воздействия огня термоэлектрического преобразователя. Газовая горелка может не срабатывать из-за неисправности контактной группы на магнитной пробке. Естественно, во всех перечисленных случаях ремонт должен проводиться квалифицированным экспертом.
- Несоответствие заданной температуры и реальной. Причина может быть в том, что ручка регулятора температуры настроена неправильно. Соответственно, необходима будет наладка терморегулирующего клапана.
- Ощущается запах дыма и продуктов горения. Скорее всего, речь идет о такой неисправности как засорение коаксиального выхода. Загрязненный воздух может нанести серьезный урон здоровью человека, поэтому неисправность должна быть диагностирована и исправлена в наикратчайшее время. Естественно, ремонтом и очисткой коаксиального дымохода должны заниматься знающие люди. Вызванный на дом мастер должен будет проверить эффективность отвода сгоревших газов и силу тяги. В случае ее понижения также проводится очистка дымохода, устанавливается соответствие требований завода-изготовителя котла и диаметра дымохода в доме.
- Слабое пламя в горелке. Этот показатель свидетельствует о том, что есть проблемы с узлом клапана или диодным мостом. «Лечится» такое состояние очень просто – вышедшие из строя модули меняются после диагностики. Пламя в горелке может быть слабым из-за неправильной настройки параметров давления в системе. В этом случае приглашенный специалист замеряет и оптимизирует давление в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя.
- Посторонние звуки во время работы котла. Это может быть шум, свист, скрежет. Распространенные причины – это образование накипи, небольшой объем теплоносителя в системе, либо его полное отсутствие. В некоторых случаях посторонние звуки указывают на низкое давление, а также говорят о попадании воздуха в газопровод.
- Чрезмерное образование копоти. Часто это происходит из-за нехватки объема воздуха. Для сжигания газа нужно почти в десять раз больше воздуха, чем самой газовой смеси. Если воздуха мало, газ прогорать не успевает, из-за чего образуется копоть. Чтобы устранить эту неисправность, достаточно отрегулировать газовую горелку, чтобы поступало необходимое количество
- Если котел гаснет в теплую погоду. Время от времени возникает ситуация, когда газовый котел летом начинает тухнуть. Причиной такого явления может стать отсутствие тяги для работы горелки. Отмечено, что в жаркую погоду тяга может снижаться, что и вызывает перебои в работе котла. Ночью, когда температура снижается, дымоход остывает, что ведет к неправильной работе оборудования. Оптимальное решение – включать котел время от времени, например, для подогрева воды. Выходом из положения может стать и утепление дымохода, то есть его прогревание до нужной температуры. Другая вероятная причина такого «поведения» газового котла – неправильное функционирование датчика тяги, который зимой может работать в нормальном режиме. К сожалению, такое состояние в большинстве случаев невозможно исправить; требуется замена комплектующих, а в редких случаях – и всего котельного оборудования. Предупредить такое неприятное явление возможно, если взять за правило проводить профилактический осмотр газового котла. Не пренебрегайте сотрудничеством со специалистами сразу после завершения отопительного сезона, а также в том случае, если собираетесь эксплуатировать котел в летнее время. Немедленного вызова экспертов требуют и такие состояния как постоянное угасание горелки, чрезмерное образование копоти, любые ситуации, которые можно отнести к нестандартным.
- Низкая величина термо-ЭДС, которая формируется термоэлектрическими датчиками (термопарой) – распространенный вариант неисправности котельного оборудования. Это состояние вызывается несколькими факторами, в том числе происходит по причине засоров, произошедших в форсунке запальника (из-за чего температура нагрева часто оказывается ниже, чем номинальная), смещением контактов термоэлектрического датчика и пониженным давлением газа. Исследуя работоспособность термопары, нужно также проверить целостность контактов в месте ее монтажа, убедиться в отсутствии окислившихся мест. Обмотка электромагнита должна быть целой. На работоспособность термопары влияет и датчик тяги, а точнее сильное прижимание контактов к биметаллической пластине.
Коды ошибок газовых котлов
Котлы, которые используются для отопления дома и подогрева воды, представляют собой усовершенствованные и надежные устройства, произведенные по инновационным технологиям с применением современных теплотехнических материалов. Большинство моделей оснащается электронными платами. Их внедрение позволило усовершенствовать и одновременно упростить эксплуатацию котлов и своевременно реагировать на любые изменения их функционирования.
Независимо от того, какая модель котла установлена в доме, его узлы – бойлеры, горелка, дымоходы, вентиляторы, газовая трубная система, трубопроводы для подачи воды – должны работать в автоматическом и безопасном режиме. Если какой-то из элементов выходит из строя или не может функционировать с другими комплектующими, газовый котел начинает выдавать ошибки. Зная кодовые обозначения неисправностей конкретных моделей газовых котлов, можно диагностировать широкий спектр дефектов:
- перегрев оборудования;
- низкое давление в системе;
- низкая тяга котла или ее отсутствие;
- отсутствие пламени сразу после разжигания;
- иные некорректные ошибки, появление которых часто связано с перебоями в работе электрической сети.
Ремонт котельного оборудования, даже если на неисправность указывают коды шибок, - дорогостоящая процедура, требующая особой квалификации и опыта. Но если задуматься о профилактике поломок и соблюдать правила эксплуатации, указанные в инструкции производителем, то появление кодов на электронной панели удастся избежать.
Профилактика неисправностей
Профилактические работы всегда дешевле, чем ремонт. Особенно когда речь идет о таком технически сложном и дорогостоящем оборудовании как газовый котел. Существует множество возможностей предупредить поломку. Одна из них – это правильный монтаж и эксплуатация котла в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя. Установку всей системы отопления в доме доверяйте по-настоящему опытным мастерам, которые первоначально могут составить проект и подобрать именно то оборудование, которое уместно будет использовать в конкретной ситуации. Внимательно читайте инструкцию, где должны быть подробно расписаны правила эксплуатации. При любых подозрениях на неправильную работу не старайтесь исправить проблему самостоятельно – обязательно вызывайте специалиста с опытом.
Основные меры профилактики неисправностей:
Своевременная очистка теплообменника. Традиционно теплообменник – это одно из самых уязвимых мест в котельном оборудовании, поскольку в нем постоянно накапливается сажа и продукты сгорания. Независимо от того, из чего изготовлен теплообменник – из нержавеющей стали или сплава меди, прочищать его нужно не реже трех-четырех раз в год. Для удаления сажи и других загрязнений используют специальную металлическую щетку, в случае если теплообменник выполнен из нержавеющей стали, и металлическую губку, если деталь медная. Нужно взять себе за правило регулярно проверять теплообменник на предмет его загрязнения. Особенно актуальным такой контроль будет холодной зимой, когда увеличивается расход газа, а также после завершения отопительного сезона.
Проверка давления. Такую профилактику нужно выполнять несколько раз в год. Оптимальные технические характеристики могут различаться в зависимости от модели газового оборудования. Средний показатель - от 1,0 до 2,0 бар. Если регулярно обнаруживается падение давления, не медлите с обращением в сервисный центр.
Проверка уровня воды. Важный параметр, который нужно контролировать регулярно. Если используется небольшой объем теплоносителя, это может увеличивать износ деталей и механизмов не только газового котла, но и всей отопительной системы. Контролировать объем воды нужно перед запуском системы в осенне-зимний период, а также после проведения любых ремонтных работ. А вот с наступлением летнего времени воду из системы нужно сливать, параллельно убедившись, что на узлах и агрегатах не образовалась накипь, и они сохраняют целостную структуру.
Если газовый котел неисправен, не стоит самостоятельно разбираться с поломкой и диагностировать причину такого состояния. Для тестирования системы и углубленной диагностики лучше вызвать профессионального мастера.